Исторический обзор

 

Организационно-правовой механизм экономического правосудия нашей страны является результатом длительного, поступательного развития.

Первое упоминание слова «суд» встречается в Уставе князя Владимира Святославовича, который относится к началу XI века. О существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте 1135 года городского князя Всеволода Мстиславовича, которой предписывалось создать «выборную администрацию по торговым делам и суд торговый».

В 1667 году царь Алексей Михайлович предпринял попытку создать в России постоянно действующий суд для купечества. В этом же году по Новоторгово­му уставу были утверждены особые таможенные суды, состоящие из лучших «торговых людей», и специальный судебный приказ по торговым делам, действовавшие до принятия Таможенного устава 1727 года.

В царствование Петра 1 в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая тор­говой юрисдикцией, в 1719 г. - создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 г. появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и другие дела.

Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Суды рассматривали следующие дела: из отношений купли-продажи; из отношений займа; из отношений хранения, из отношений пе­ревозки и т.д. Организация таких судов была предусмотрена в го­родах Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Феодосия, Архангельск, Измаил, Новочеркасск.

После судебной реформы 1864 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Торговые суды тоже им руководствовались, поскольку своих положений о порядке судопроизводства в их уставе не было.

Функционирование системы коммерческих судов было прервано революцией 1917 г. В период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «коммерческие суды, наряду с окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом были упразднены», а знаменитый декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» установил, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Конституция РСФСР 1918 г. вообще не содержала раздела о судебных органах.

Переход к нэпу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. 3 апреля 1922 года Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах. Предтеча органов Госарбитража - Арбитражная комиссия при СТО (Совете труда и обороны) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областных и губернских экономических совещаниях) были созданы Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.

С принятием Конституции СССР 1977г. органы государственного арбитража полу­чили статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства. Организация и порядок деятельности арбитража стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" и Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными Советом Министров СССР 5 июня 1980г. Правила предусматривали следующую систему арбитражей: Государственный арбитраж СССР; государственные арбитражи союзных республик; государственные арбитражи автономных республик; государственные арбитражи краев, областей.

К концу 80-началу 90-х гг. организационно-правовой механизм разрешения экономических споров состоял, помимо системы Госарбитража, из ведомственных арбитражей, разрешающих экономические споры между предприятиями и организациями, входящими в состав одного ведомства.

Формальная дата завершения деятельности арбитража - 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 04 июля 1991 г. арбитраж был упразднен. Тогда же принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». Из статей 23, 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в действие 5 марта 1992 г., следует, что все экономические споры разрешаются по существу в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда. Обжалование судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела, производится в кассационном порядке коллегией по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. 28 апреля 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства. Одно­временно в качестве федерального закона 5 апреля 1995 г. был принят АПК РФ.

С принятием указанных нормативных актов процессуальное законодательство претерпело значительные изменения. В составе арбитражного суда субъекта РФ появилась апелляционная инстанция по пересмотру дел, разрешенных арбитражным судом субъекта РФ по первой инстанции. В Федеральном законе "Об арбитражных судах в РФ" и в АПК РФ в 1995 году предусматривалось введение нового звена в системе арбитражных судов - федерального арбитражного суда округа. А в 2003 году в системе арбитражных судов Российской Федерации были образованы апелляционные суды. Таким образом, судебная система стала четырехзвенной и четырехинстанционной.

В 2011 году в системе арбитражных судов по инициативе Высшего арбитражного Суда РФ был создан специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам, в связи с чем были внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе», а Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» был дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

21 июня 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд Российской Федерации. 

22 ноября 2013 года Государственной Думой РФ был одобрен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", который вступил в силу 6 февраля  2014 года.

С 6 августа 2014 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен, Верховный Суд Российской Федерации стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам и, соответственно, вышестоящей инстанцией для всех арбитражных судов.

Опубликовано: 08.01.2010 18:59 Обновлено: 05.05.2023 14:55